Подробная инструкция: Как определить и проанализировать конкурентов?

В digital маркетинге мы работаем чаще всего с готовым продуктом, который необходимо продать, привлекая потребителей с помощью продвижения. Поэтому анализ конкурентов в данной сфере ставит перед собой такие цели, как:

  1. Выявление конкурентов рынка;
  2. Анализ стратегии конкурентов по продвижению и привлечению покупателей;
  3. Анализ позиционирования конкурентов и выявление их преимуществ;
  4. Анализ ресурса взаимодействия с потребителями (сайт, интернет-магазин, оф. страницы в соц. сетях, лендинг).

Давайте разберемся с этими задачами, чтобы вы смогли самостоятельно найти конкурентов и получить максимум пользы от конкурентного анализа.

Как определить конкурентов?

Для того, чтобы понять, является конкретная компания вашим конкурентом или нет, достаточно получить ответы на три глобальных вопроса:

  • одна ли у вас целевая аудитория (ЦА) с конкурентом?
  • решают ли товары/услуги компании-конкурента те же потребности, что и ваши предложения?
  • находит ли ваша ЦА данного конкурента в источниках поиска?

Соответственно, чтобы ответить на эти вопросы, в первую очередь нам необходимо определить свою целевую аудиторию.

  1. Мы характеризуем ЦА.
  2. Прописываем каналы взаимодействия для ЦА (источники поиска).
  3. Исследуем перечисленные источники и по ним выявляем конкурентов.

Источники поиска конкурентов

Поисковые системы.

Для того, чтобы проанализировать выдачу ТОП Google на предмет конкуренции, необходимо настроить параметры поиска таким образом, чтобы они соответствовали характеристикам ЦА (выберите интересующее местоположение и настройте язык интерфейса).

Это можно сделать на странице Настройки поиска.

Для примера давайте представим, что нам необходимо найти конкурентов в сфере фитнес-индустрии для местоположения Львов.

Для этого мы должны проверить соответствие настроек актуальному для ЦА региону, либо поменять его на нужный ( в случае, когда местоположение вашей ЦА не совпадает с настройками вашего браузера).

Настройка местоположения браузера на свою целевую аудиторию перед конкурентным анализом.
Настройка местоположения браузера на свою целевую аудиторию перед конкурентным анализом.

Львов входит в пятерку самых украиноязычных городов (наряду с Луцком, Ровно, Тернополем и Ивано-Франковском). В этих населенных пунктах количество людей, говорящих на украинском, превышает 90%.

Поэтому зададим в настройках поиска украинский язык, чтобы выдача максимально точно соответствовала параметрам настроек ЦА.

Откроем вкладку “Языки” и выберем нужный язык.

Языковые настройки перед конкурентным анализом.
Языковые настройки перед конкурентным анализом.
Пример общей ключевой фразы для поиска конкурентов в поисковой сети.
Пример общей ключевой фразы для поиска конкурентов в поисковой сети.

Для уточнения местоположения используем связку “ключевое слово + Львів”.

Для анализа нам сразу становятся доступными:

  • выдача Google Карты;
  • поисковая выдача Google;
  • а также рекламная выдача Google Ads.

В зависимости от того, какой бизнес вы планируете продвигать, конкуренты поисковой выдачи разделятся на агрегаторы и корпоративные сайты (в данном случае фитнес-клубы).

Если вашей целью НЕ является продвижение агрегатора, тогда отсекаем все каталоги, агрегаторы, доски объявлений и прочие подобные ресурсы. Они не будут прямыми конкурентами, у них совершенно другие объемы, ресурсы и стратегии.

При выборе прямых конкурентов, отсекаем агрегаторы, если нашей целью не является продвижение с помощью агрегаторов. Но при планировании SEO стратегии их все равно необходимо учитывать.
При выборе прямых конкурентов, отсекаем агрегаторы, если нашей целью не является продвижение с помощью агрегаторов. Но при планировании SEO стратегии их все равно необходимо учитывать.

При SEO продвижении стоит учитывать наличие и объем агрегаторов в поиске. Это позволит стратегически правильно подобрать семантику таким образом, чтобы не вливать бюджеты в общие высокочастотные запросы, по которым придется долго и, возможно, безрезультатно конкурировать с агрегаторами, а рассредоточить внимание на низкочастотные, менее конкурентные и более конверсионные запросы.

Выбираем прямых конкурентов из поисковой выдачи, и добавляем их в таблицу сравнения.  

Для поиска конкурентов используйте не только высокочастотные запросы общего направления, но и:

  • низкочастотные ключевые слова с длинным хвостом,
  • наименования продукции, которую вы планируете продавать,
  • названия услуг с уточняющими словами (фитнес во львове с бассейном),
  • запросы с указанием местоположения (названия улиц, районов и т.д.)

Поиск сайтов с похожим контентом.

После того, как вы найдете 2-3 ключевых конкурента, можно воспользоваться функцией Google Поиска сайтов с похожим контентом.
Для этого существует специальный оператор  related:
Вводим его перед нужным URL, без пробела и получаем выдачу сайтов с похожим контентом, среди которых с большой долей вероятности также будут наши конкуренты.

Поиск сайтов с похожим контентом.
Поиск сайтов с похожим контентом.

Рекламные источники

Используя аналогичные настройки, мы можем получить список конкурентов из контекстной сети Google.

Поиск конкурентов в рекламной сети Google Ads
Поиск конкурентов в рекламной сети Google Ads

Важно!
Для сетевых компаний, таких как салоны красоты, фитнес-клубы, рестораны, сетевые магазины, авто-салоны и другие предприятия с несколькими локациями в разных районах, - важно учитывать конкуренцию в пределах одного района.
Клиенты всегда ищут услуги как можно ближе к своему местоположению.

Для того, чтобы найти конкурентов по таким узким критериям, удобно пользоваться расширениями Google Chrom в связке с сервисом Google Карты.

Вот как это можно сделать!

Воспользуемся расширением GeoClever, для настройки поиска на Львов.
В данном случае мы можем использовать общие запросы, без уточняющих слов местоположения.

Вместо этого мы добавим наше УТП (бассейн, сауна, детская комната, семейного типа, фито-бар).

В итоге мы получим выдачу по интересующему городу, с результатами, ограниченными нашим УТП - то есть только те компании, которые предлагают аналогичные услуги с похожим сервисом.

Система Google Карты позволит нам выбрать клубы по интересующему району.

Вуаля! Мы получаем еще несколько прямых конкурентов.

Поиск конкурентов в вашем городе.
Поиск конкурентов в вашем городе.

Поиск и анализ конкурентов с помощью сервисов.

Еще проще найти и проанализировать конкурентов можно с помощью сервисов - помощников, которые автоматически просчитывают и показывают данные поисковой системы и отдельных ресурсов.

Serpstat

Для старта работы необходимо зарегистрироваться и ввести свой домен на главной странице сервиса.

Чтобы получать полную картину, подробный аудит по каждому конкуренту, придется воспользоваться платной версией.
Для поиска конкурентов будет достаточно бесплатной версии.
Используйте вкладку Анализ доменов / SEO анализ / Конкуренты

Использование Serpstat для поиска конкурентов.
Использование Serpstat для поиска конкурентов.

И вы получите готовый список сайтов-конкурентов, выведенный на основе контента и направленности вашего сайта.

Отдельно мы можем просмотреть конкурентов по контекстной рекламе.
Для этого необходимо воспользоваться Вкладкой PPC / Конкуренты.

PPC-анализ Serpstat
PPC-анализ Serpstat

С помощью данного сервиса вы сможете провести SEO Аудит, результаты которого удобно записать в таблицу.

Данная таблица содержит более 20 параметров.
При анализе конкурентов важно обратить внимание на следующие показатели:

  • возраст домена;
  • количество страниц в индексе;
  • наличие технических ошибок, дублей, мусорных страниц;
  • семантика и древо сайта;
  • on-page оптимизация (метатеги, тексты, контент, заголовки);
  • ссылочная масса (соотношение, динамика, качество ссылок);
  • самые трафиковые страницы.Данные параметры анализируются такими сервисами, как Serpstat, Ahrefs, SemRUSH.Также важны параметры:
  • скорость загрузки страниц на мобильной версии сайта;
  • скорость загрузки страниц на десктопной версии сайта;

Данные параметры можно проверить с помощью сервиса Google PageSpeed Insights.

Однако, прежде чем приступить к SEO Аудиту конкурентов, мы рекомендуем вам вычленить самых основных конкурентов. Для этого воспользуйтесь общим анализом, который поможет выявить пересечения по целевым сегментам, географическим местоположениям, услугам/продукции, и отсечет непрямых конкурентов, что позволит оптимизировать время на дальнейшую работу.

Также в общем анализе важно определить и перечислить основные способы продвижения ваших конкурентов. Если вы увидели на сайте ссылки на социальные сети - обязательно просмотрите их, промониторьте актуальность постов в социальных сетях и добавьте их в список каналов взаимодействия с ЦА.

Если вы увидели на сайте вкладку БЛОГ, обратите внимание на его содержание. Возможно, компания использует стратегию контент-маркетинга.

Если при входе на сайт вы увидели форму обратной связи с призывом оставить свои контакты, то, возможно, компания использует e-mail маркетинг. Подпишитесь и проверьте гипотезу. Внесите данный канал в столбец источников, если гипотеза подтвердиться.

Другие источники, актуальные для конкурентного анализа

  • Отраслевые рейтинги - проанализируйте также нишевые рейтинги, они помогут не только найти конкурентов, но и оценить долю рынка каждого конкурента.
  • Прайс-агрегаторы и расширения для мониторинга цен - эти источники помогут сориентироваться в ценовой политике конкурентов и оценить их целевую аудиторию по уровню дохода.
  • Google Alerts - сервис, позволяющий отследить в сети упоминание брендов и любых других ключевых слов. С целью отслеживания конкурентов вы можете настроить оповещения на актуальные ключевые запросы, к примеру, вернемся к нашим фитнес-клубам и установим правило на оповещения по ключевому запросу “фітнес клуб львiв”.

    В итоге мы будем получать на почту все упоминания, связанные с данной ключевой фразой. Это позволит нам отслеживать активность старых игроков и появление новых. А также следить за тенденциями ниши в целом.

Еще одной задачей в конкурентном анализе является - аудит юзабилити сайта. Подробно о данном анализе можно прочитать здесь.
_____________________________________________________________
По итогу решения задач конкурентного анализа, вы получите большой пласт обработанных данных, которые помогут вам правильно развивать свою стратегию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените нашу статью!
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Есть задача по продвижению вашего бизнеса в интернете?
Расскажите о ней нашему специалисту и получите решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Закажи аудит SEO-продвижения или Рекламной кампании в Google Ads и получи решение для развития своего бизнеса
×
Получите консультацию эксперта
×

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: