Анализ рынка фитнес-услуг в Украине 2020

Часть 1. Обзор фитнес-индустрии и условий продвижения фитнес-клуба.

Анализ рынка фитнес-индустрии

Для того, чтобы эффективно продвигаться в нише фитнеса и спорта в 2020, в первую очередь необходимо понимать ситуацию на рынке в разрезе данной ниши.
Именно это в первую очередь мы с вами и выясним.

Популярность и спрос на фитнес клубы в Google в Украине согласно сервису Google Trands.

Для полноты картины мы взяли большой временной период за несколько лет, по настоящее время, чтобы понимать тенденции рынка.

Исследуя темы, актуальные для нашей индустрии (фитнес, спорт, похудение, физическая форма), мы видим, что на протяжении нескольких лет в сети Google отмечается падение спроса на фитнес-услуги.

Анализ ниши фитнес-индустрии. Google Trends.
Анализ ниши фитнес-индустрии. Google Trends.

Также отмечается снижение спроса на тему похудения:

Анализ ниши фитнес-индустрии. Google Trends. Тематика похудения.
Анализ ниши фитнес-индустрии. Google Trends. Тематика похудения.

И тему построения тела:

Анализ ниши фитнес-индустрии. Google Trends. Тематика построения тела.
Анализ ниши фитнес-индустрии. Google Trends. Тематика построения тела.

Данные скриншоты были сделаны в начале 2020 г., еще до того, как пандемия коронавируса и всеобщая изоляция достигли мировых масштабов.

Давайте посмотрим, что произошло со всеми запросами, связанными со спортом, фитнесом и здоровым образом жизни, после объявления мирового карантина. Для примера возьмем один из запросов, который мы ранее проверяли:

Изменение динамики спроса на спортивную семантику после объявления пандемии 2020 г.
Изменение динамики спроса на спортивную семантику после объявления пандемии 2020 г. Рост популярности в марте-апреле.

Вы могли бы возразить, что мы сделали выводы на основе одного запроса. Однако, если вы сами попробуете пробить любые, связанные со спортом запросы в Google Trends, вы также увидите резкий рост популярности, которого не наблюдалось в прошлые годы, даже в связи с сезонностью.

Этому же свидетельствует рост трафика в 4,5 раза в течение нескольких месяцев, одного из наших клиентов фитнес-клуба.

 Таким образом, мы видим, что с начала 2020 года ситуация со спросом на фитнес-услуги в Интернете кардинально поменялась всего за несколько месяцев.

Это связано естественным образом с закрытием возможности посещать фитнес-клубы, и возросшей необходимостью заниматься в домашних условиях.

С одной стороны это огромный минус для фитнес индустрии в плане заморозки посещений.
С другой стороны - есть благоприятная почва для трансформации бизнеса и развития онлайн-взаимодействия с аудиторией.

Подробнее о том, что фитнес-клубу делать в период карантина и как перестроить свои услуги, чтобы выдержать испытания бизнеса коронавирусом, мы описали во второй части статьи Продвижение фитнес-клуба в 2020.

О чем говорят официальные исследования ниши спорта и фитнеса за несколько лет?

В докризисном 2013 году спортивных украинцев было порядка 4,5 млн, что составляло около 10% населения.

По данным аналитической компании Pro-Consulting на 2015 год только 9% населения посещали фитнес-клубы и бассейны. В 2015 году по всей стране закрылось больше 5 тыс. спортивных залов и бассейнов, в денежном эквиваленте рынок просел более чем в четыре раза.

В 2016-м посетителей клубов стало 3,8 млн человек.

В 2017 году клиентами фитнес-клубов являются 1,02 миллиона украинцев, что составляет 2,4% населения нашего государства по данным исследования рынка фитнес-услуг в Украине, проведенного командой проекта FitnessConnectUA.

За 2017 год популярность фитнес-услуг выросла с 1,02 млн (2,4%) до 1,09 млн (2,6 %) по данным FitnessConnectUA.

То есть за несколько прошлых лет мы действительно видим спад спроса и использования фитнес-услуг населением. Однако, прошлый год показал прирост заинтересованности жителей Украины в спорте и здоровом образе жизни.

Пример популяризации бренда за тот же период:

Пример роста популярности бренда фитнес-клуба.
Пример роста популярности бренда фитнес-клуба.

Пример результатов продвижения сети фитнес-клубов FitCurves компанией AMP Agency
в период с июля 2018 г. по настоящий период.
Увеличение целевого органического трафика в 4 раза:

Рост органического трафика. Кейс работы с фитнес-клубом.
Рост органического трафика. Кейс работы с фитнес-клубом.

Подробнее, о том как мы достигли таких показателей, можно прочитать тут: "Кейс. SEO продвижение для сети фитнес-клубов FitCurves".

Таким образом, мы видим, что даже со сниженным спросом можно работать.
И грамотное продвижение - это самый главный инструмент, который позволит достичь успеха в данной нише.

Популярность социальных сетей изменила логику потенциальных клиентов фитнес-клубов.

Также важно отметить тенденцию роста популярности социальных сетей, и миграции пользователей.

На данный 2019 год популярной для украинцев социальной сетью остается Facebook, также часть внимания занимает Instagram, и значительно выросла популярность Telegram канала:

Изменение популярности социальных сетей, актуальных для ниши фитнес-индустрии.
Изменение популярности социальных сетей, актуальных для ниши фитнес-индустрии.

Источник фото: https://l-a-b-a.com/blog/685-kakie-socseti-predpochitajut-ukraincy

Изменение популярности социальных сетей, актуальных для ниши фитнес-индустрии. Telegram
Изменение популярности социальных сетей, актуальных для ниши фитнес-индустрии. Telegram

Фитнес и похудение - являются одними из лидеров среди тем, обсуждаемых в социальных сетях, на ряду с модой, красотой, путешествиями, детской тематикой и психологией отношений.

Популярные хештеги на тему спорта, фитнеса, спортивного стиля жизни.
Популярные хештеги на тему спорта, фитнеса, спортивного стиля жизни.

Как изменилась логика пользователя с популяризацией социальных сетей?

Теперь для получения информации нам не нужно постоянно что-то гуглить, достаточно показать свои интересы в сети (лайкнуть пост, посмотреть сториз, прокомментировать публикацию), и системы начинают выдавать нам контент на основе интересов.

Теперь в Google пользователи приходят чаще уже

  1. С конкретными потребностями.
  2. Со знанием брендов.
  3. Со сформированными задачами – найти конкретный клуб, узнать расписание, особенности программ, стоимость клубных карт.

И вот тут сайт играет большую роль и он должен давать пользователю максимально исчерпывающую информацию, поданную в удобном виде.

Социальные сети же в этой цепочке – играют роль крючка, который помогает попасть в поле зрения клиента и зацепить его на интересы, мотивировать к работе с телом, сформировать определенные потребности и т.д.

Таким образом, в 2020 году необходимо работать в связке:

Социальные сети + Продвижение в поисковых системах + Работа с повторными касаниями через инструменты ремаркетинга (напоминания пользователю о намерениях купить абонемент).

То есть инструмент SMM - позволяет развивать интерес аудитории к данной тематике.
а присутствие в поисковых системах - обеспечивает непосредственно продажу абонементов на этапе поиска фитнес-клуба.

Позиционирование и нишевание.

Практика нашей работы подтверждает теорию маркетинга о необходимости сегментировать целевую аудиторию и подстраивать позиционирование под ее характеристики.

Для иллюстрации приведу фитнес-клуб FitCurves.

Клуб ориентируется на сегмент женщин среднего возраста, борющихся с комплексами и лишним весом. Не каждая женщина готова пойти в зал и встать на беговой дорожке рядом с фитоняшкой, да еще и под прицелом взглядов мужчин.

Для многих это огромный психологический барьер: ты постоянно стесняешься, сравниваешь себя, чувствуешь неловко, и т.д.

В то же время эти женщины страстно хотят похудеть и выглядеть привлекательно. Именно такие условия созданы в клубах FitCurves: только женщины, занятия без зеркал, без косых взглядов. И на этом построено все позиционирование, и маркетинговые активности.

Чем точнее вы определите целевую аудиторию клуба, тем лучше вы поймете психологию своих потенциальных клиентов. А знание психологии (страхов, проблем, желаний) – это основа для привлечения покупателей и успешного продвижения продукта.

Это пример стратегии КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОДНОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ.

Если распыляться на более общие аудитории, это приведет к слишком большим затратам при недостаточно эффективных результатах.

Анализ конкурентов

Есть ошибочное мнение, что конкуренты – это компании, которые у всех «на слуху», с громким брендовым именем и широчайшей сетью по всей стране. И конкурировать с ними будет сложно только из-за масштабности.

Однако, если промониторить выдачу ТОП поисковых систем по актуальным направлениям, а также ленту социальных сетей по нише фитнес-клубов, то выясняется, что существует большое количество микро-бизнесов, связанных со спортом и фитнесом, которые забирают свою долю на рынке, например, благодаря:

  • четкой локализации,
  • продвижению под конкретное географическое местоположение
  • и регистрации компании в сервисах Google.Карты и Google My Business.

Все просто - людям удобно заниматься в зале рядом с домом, и если они найдут подходящее место, с подходящими условиями вблизи дома - выбор очевиден.

Значит ли это, что нужно ориентироваться только на жителей в ближайшем районе - нет.
Но это значит, что данный фактор крайне необходимо учитывать в стратегии продвижения.

Для того, чтобы учесть подобные факторы - проводится анализ ниши и конкурентов.

В процессе анализа важно выяснить:

  • количество конкурентов на рынке и их потенциал;
  • слабые/сильные стороны конкурентов, ваши возможности и угрозы (SWOT-анализ);
  • инструменты, которые используют конкуренты;
  • целевая аудитория конкурентов (возможно, ваши аудитории вообще не пересекаются)
  • перед стартом SEO-продвижения важно провести анализ сайтов ТОП-10,20 поисковой сети, по актуальным ключевым запросам;В этом вопросе вам помогут такие сервисы, как Google sheets, netpeak checker, netpeak spider, similarweb, alexa website analyzer, web archive (wayback machine), ahrefs, serpstat, builtwith.

Подробнее о том, как проводить конкурентный анализ мы описали в материале Подробная инструкция: Как определить и проанализировать конкурентов?

  • перед запуском контекстной и таргетированной рекламы, необходимо оценить конкуренцию в Google Ads, и среднюю стоимость кликов, чтобы приблизительно понимать, какой бюджет рассчитывать на данный источник.

В этом вопросе вам поможет сервис Google Keyword Planner (планировщик ключевых слов Google)

  •  перед запуском SMM кампании в социальных сетях, необходимо проанализировать контент конкурентов на актуальность для ЦА - выяснить, какие темы, посты больше нравятся аудитории, какие типы контента дают больший охват и отклик, какие методы вовлечения лучше работают. Все это вам понадобится, чтобы понять стратегию и избежать многих ошибок.
  • перед контентным продвижением (через блог) - вам необходимо собрать базу тем, интересующих ваших потенциальных клиентов. Это можно сделать с помощью  Google Keyword Planner, он подскажет какие темы наиболее частотные (больше пользуются спросом) и конкурентные.

Зная все эти данные, вы сможете составить эффективную стратегию продвижения бизнеса и грамотно спланировать бюджеты.

Правила рекламы в Facebook в сфере спорта и похудения

Настраивая таргетированную рекламу в Facebook, вы должны быть готовы к нескольким ограничениям, в рамках которых возможно вести рекламу фитнес-услуг.

Социальная политика Facebook предполагает, что каждый пользователь должен чувствовать себя психологически комфортно, используя социальную сеть. Поэтому в рекламных сообщениях запрещено фокусироваться на комплексах своих потребителей.

Facebook предполагает, что рекламодатели могут поощрять здоровое питание и уход за телом в своих объявлениях. Однако целевая аудитория не может быть виновной в том, как она выглядит.

В рекламе нельзя:

  • указывать на непривлекательность тела;
  • использовать призывы избавиться от своих несовершенств;
  • использовать сравнения внешности до и после.

Кроме того, в визуальном рекламном контенте запрещены намеки на наготу, секс, и другие публикации подобного характера.

Facebook использует термин «пограничный контент» для описания того, каких постов касаются запреты.

В правилах приводятся такие примеры: «фотографии, близкие к наготе, например, с раскрытием одежды или позы, наводящие на секс» и «посты, которые не входят в наше определение речи о ненависти, но все-таки оскорбительны».

По опыту ведения рекламных кампаний в Facebook, блокируются также женские силуэты с намеком на наготу, даже если ничего не видно. А также объявления со слишком откровенной одеждой (открытые купальники, бикини, полупрозрачные топы - то, что иногда может использоваться в рекламе фитнес-услуг).

При этом могут блокироваться не только сами объявления, но и страницы компаний, от имени которых публикуются объявления, а также страницы менеджеров, управляющих рекламными кабинетами. После наложения санкций большая часть кабинетов и аккаунтов не поддается разблокировке даже после отправки всех необходимых документов.

Поэтому необходимо быть очень аккуратным при самостоятельной настройке рекламы фитнес-услуг в социальных сетях, а также тщательно подходить к вопросу выбора подрядчика для ведения рекламных кампаний.

О том, как построить стратегию продвижения на основе результатов аудита рынка, читайте во второй части статьи "Продвижение фитнес-клубов 2020".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените нашу статью!
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Есть задача по продвижению вашего бизнеса в интернете?
Расскажите о ней нашему специалисту и получите решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Закажи аудит SEO-продвижения или Рекламной кампании в Google Ads и получи решение для развития своего бизнеса
×
Получите консультацию эксперта
×

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: