Продвижение книжного интернет-магазина. Анализ ниши и решения.

Бизнес в книжной индустрии в Украине сегодня (на момент начала 2020 года) претерпевает изменения, как относительно законодательства, так и относительно цифровых технологий. Если учитывать внешние факторы в процессе продвижения, то вы успешно сможете получать покупателей и наращивать обороты книжного интернет-магазина.

Политические условия

Действие закона об ограничении доступа на украинский рынок печатной продукции антиукраинского содержания из РФ.

С начала 2019 года украинским собственникам было отказано во ввозе почти 2 тыс. книг из РФ. Об этом сообщают в Госкомтелерадио Украины, по данным УНН.

Согласно принятому Верховной Радой закону о языке (проект № 5670-д) от  25 апреля 2019 года, не менее 50% от всех изданных в течение года книг должны быть на украинском языке. Доля украиноязычных книг в книжных магазинах также должна быть не менее 50%.

Популяризация украиноязычной литературы также реализуется с помощью специальных акций, более выгодных условий и снижения цен на украиноязычные издания.

Цифровая эпоха

Наличие онлайн-книг, свободного доступа и др. особенностей цифровой эпохи.

В условиях цифровой свободы и наличия онлайн-книг в свободном доступе в Интернете, издательства и книжные интернет-магазины теряют часть читателей.

Однако, по данным исследования, проведенного в ноябре 2019 года Украинской компанией по маркетинговым и социологическим исследованиям Research & Branding Group, большинство украинских читателей (74%) отдают преимущество бумажным книгам. Электронные книги читают 21% опрошенных, и только 4% слушают аудиокниги.

Таким образом, бумажные книги до сих пор остаются востребованными и актуальными для украинских читателей.

Данные Google Trends

Для анализа взят период за два года (с 2018 по 2020). 

Проанализировав общие запросы по покупке книжной продукции (купить книги, интернет-магазин книг, книги по саморазвитию, купить учебник, и т.д.), мы видим спрос по коммерческим запросам (со словом "купить" в среднем 60-80 запросов/неделю).

Также есть среди приведенных низкочастотные запросы и запросы с динамичным сезонным спросом (учебная литература и т.д.)

Данные Google Trends на основании общих запросов по продажам книжной продукции
Данные Google Trends на основании общих запросов по продажам книжной продукции

Также для анализа возьмем названия книг-бестселлеров.

Данные Google Trends о популярности книг-бестселлеров
Данные Google Trends о популярности книг-бестселлеров

Результаты Google Trends показывают, что покупателей интернет-магазина книг можно и нужно привлекать, используя запросы с названиями книг и именами авторов, так как в поисковой сети присутствует спрос на них, а по отдельно взятым изданиям он растет с течением времени (например, спрос на книгу "Тонкое искусство пофигизма" за пару лет выросло с 20 запросов в неделю до 75).

Анализируя таким образом спрос на продукцию, вы сможете ориентироваться в том, какие стоит закупать товары, и какие необходимо  продвигать в первую очередь.

Потенциал для роста книжного интернет-магазина

Изучая данные по крупным интернет-магазинам книг в Украине с помощью сервиса Serpstat, вы сможете увидеть огромный потенциал данного рынка и стимул для роста.

Здесь приведены ориентировочные показатели сайта за месяц, рассчитанные на основе коэффициента кликабельности и данных ранжирования в ТОП-100.

Если данные вашего интернет-магазина отличаются в меньшую сторону, то вы видите, что есть куда расти.

Чем ниша книжной продукции в Интернете отличается от более популярных направлений?

Хорошие новости, данная ниша одна из немногих в ритейле, не заполненных в ТОПе агрегаторами и маркетплейсами. В выдаче на украинский рынок мы видим по большей части интернет-магазины.

Но, ориентируясь на предыдущий пункт, мы также видим, что конкуренция среди интернет-магазинов высока, и необходимо системно прикладывать усилия для развития в данной нише.

Какие технологии помогут конкурировать интернет-магазину книг?

Для того, чтобы составить конкуренцию на онлайн-рынке книжной продукции и отвоевать своего потребителя, вам предстоит усилить позиции на нескольких фронтах:

  • Предоставлять ассортимент в соответствии со спросом и внешними условиями.
  • Презентовать ассортимент максимально доступно и понятно в интернет-магазине книг и сувенирной продукции.
  • Сделать свой книжный интернет-магазин удобным для пользователей.
  • Обеспечить хороший сервис на этапе работы с покупателями (перезвон, доставка, оплата, скорость обслуживания и т.д.)
  • Грамотно использовать стратегию привлечения покупателей.

1. Как конкурировать интернет-магазину книг в поисковой выдаче Google?

Сегодня на рейтинг в поисковой выдаче интернет-магазина влияют не только технические параметры оптимизации, ссылочный вес и содержание страниц, но также и поведение пользователей. Именно поэтому стоит позаботиться об интуитивно понятной структуре и категоризации, фильтрации и поиска книг и сувенирной продукции.

Выдача по высокочастотным и низкочастотным запросам слишком конкурентна, поэтому необходимо использовать целевую и околоцелевую семантику с меньшей частотностью, но с большим показателем конвертации.

Блог становится базой расширения семантики и способом привлечения заинтересованной аудитории.

Кроме основных категорий и подкатегорий товаров, вы можете использовать дополнительные страницы с подборками книг, актуальные для ваших покупателей:

  • Популярные издательства
  • Популярные авторы
  • Популярные книги
  • Книги недели
  • Книги с лучшими рецензиями
  • Хиты продаж
  • Книги на украинском/русском/английском/немецком/французском языке
  • Другие пользователи сейчас покупают
  • Похожие книги
  • Комплекты
  • Новинки
  • Лучшие книги месяца
  • Книги года
  • Ожидаемые (книги по предзаказу)
  • Книги по направлениям интересов (подборки по профессиям, книги для женщин, для мам, для бизнеса)

Чтобы сформировать категории, которые будут продавать, а не пылить книги “на онлайн-полках”, продумайте большинство возможных поводов для покупки книг:

- книги в подарок (День Рождения, международные праздники) - этот повод может стать основой для разделов “элитные книги”, “подарочные издания”, “подарочные энциклопедии”
- книги по сезону (осенняя закупка учебной литературы, рождественские сказки, сад-огород);
- книги по необходимости (вступление на новую должность, рождение ребенка)
- книги по мере взросления ребенка (книги-картонки, хрестоматия для 4-5 лет/ 6-7 лет и т.д.)
- предзаказы перед выходом ожидаемой книги.

Еще одним вариантом низкочастотной высокоэффективной семантики в нише книжного бизнеса будут страницы авторов + ТОП книг автора, с отзывами.

Подобные страницы продвигаются по запросам “книги + имя автора”, “имя автора + название книги”, “книги + имя автора + отзывы”, “название книги + имя автора + отзывы”, и другие комбинации.

Подробно о том, как продвигать интернет-магазин книг в поисковых системах, мы писали в нашем кейсе.

Изучите психологию потребителя книжного магазина

Используйте технологию присвоения товарам “ярлыков” по типу “Хит продаж”, “ТОП продаж”, “Осталось х единиц на складе”, “Бренд”, “Люкс”, “VIP”, “Бизнес” и т.д.

Данный метод не просто так получил свою популярность, это действительно помогает повысить конверсию, так как работает на простых механизмах психологии пользователей.

"Хит продаж": если все покупают, значит хорошая книга (стадный инстинкт);
"VIP": это круто - эта книга должна быть у меня (подтверждение своего статуса);
"Остался последний экземпляр": мне надо ее купить, потому что иначе не успею (жадность).


2. Как конкурировать интернет-магазину книг в рекламной выдаче Google Ads?

Для того, чтобы рекламная кампания в Google Ads, FB и других рекламных каналах изначально была эффективной; для того, чтобы не затягивался этап “тестирования и оптимизации кампаний”, на который агентства выделяют от 1 до 3 месяцев (в зависимости от ниши),  выбирайте для старта товары с высоким спросом - вам не понадобится тратить средства и усилия на этапы вовлечения, взращивания потребности клиентов, и т.д.

То есть начинать необходимо с прямых продаж, в условиях готового спроса.

После этого последовательно подключаем товары с высокой маржинальностью, что тоже позволит обеспечить приток прибыли.

Далее прорабатывем актуальные категории, которые соответствуют плану продаж, и также подключаем к ним рекламу.

Учитываем период принятия решения и обязательно используем догоняющую рекламу ремаркетинг, поисковой ремаркетинг.
Медийные кампании запускаем тогда, когда необходимо развивать сам бренд, поднимать спрос на конкретный товар/бренд/автора/книгу, подогревать интерес к новинкам, привлекать покупателей к акциям и спецпредложениям.

Подробно о настройке и ведении рекламной кампании в Google Ads для интернет-магазина книг, мы писали во второй части кейса "Лавка Бабуин".

3. Реклама книжной продукции у блогеров.

Если ваша целевая аудитория - миллениалы поколения Z (а на период 2020 года это одна из наиболее активных, платежеспособных аудиторий, которая использует социальные сети), то эффективным способом привлечения покупателей будет покупка рекламы у блогеров.

В данной нише (книжной индустрии) это относительно новый инструмент, и поэтому менее конкурентный, отсюда - высокая эффективность.

Как это работает?

1. Выбираем локальных блогеров, со средним количеством подписчиков, аудитория данного круга блогеров обычно более лояльная и вовлеченная (что дает более эффективные результаты).

2. Критерием выбора также является направленность блога и тематика, которую транслирует блогер - по этим параметрам вы поймете, подходит ли вам ЦА, собранная в конкретном блоге.

3. Проверяем качество аудитории, состоит ли список подписчиков из реальных пользователей, “живых” аккаунтов, и т.д.

4. Создаем предложение (акция, подборка, спец условия), ориентированное на конкретный целевой сегмент. Под него создаем рекламные материалы (видео/баннеры)

5. Запускаем рекламу через блоггеров, при этом обязательно необходимо проговорить момент, как будет отслеживаться эффективность рекламы, будет это UTM-метка при запуске рекламы, или другие способы. И проследить, чтобы блоггер технически реализовал способ отслеживания.

4. Креатив

Особенность ниши интернет-магазинов книг в том, что в Украине - это недостаточно популярное среди населения направление.

По данным уже упоминаемого исследования "Некоторые аспекты культурных практик и культурной инфраструктуры Украины", проведенного в 2019 году Киевским международным институтом социологии, регулярно читает книги лишь 43% украинцев, а 57% населения ответили, что практически не читают книг.

Поэтому, чтобы привлечь внимание масс к вашему бренду и книжной продукции, стоит использовать креатив, независимо от того, какой инструмент для привлечения вы выберете.

По этому пути идут крупные игроки западного книжного рынка.

Агентство Lowe Bull использовало сильную сторону своего клиента - сервиса Pulpbooks, - подбор книг менеджером индивидуально по запросу клиента. На основе данного УТП они создали креативные макеты, гласящие Read yourself interesting (дословно “читать себя интересно”), можно интерпретировать, как “Ты то, что ты читаешь!”

Реклама привлекла внимание общественности и получила большой успех.
_______________________________

Таким образом, используя знания об особенностях индустрии книжного ритейла в Украине, правильно выстраивая архитектуру интернет-магазина книг, используя “обходные” стратегии в SEO, и не забывая о креативе, вы сможете сделать свой книжный интернет-магазин прибыльным, успешным и конкурентоспособным.

О том, как выстраиваем и реализуем стратегию мы для своих клиентов в сфере книжной торговли, вы сможете прочитать в кейсе "Лавка Бабуин"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Есть задача по продвижению вашего бизнеса в интернете?
Расскажите о ней нашему специалисту и получите решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Закажи аудит SEO-продвижения или Рекламной кампании в Google Ads и получи решение для развития своего бизнеса
×
Получите консультацию эксперта
×

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

-->